Лента новостей
Под Белгородом мужчина погиб при попытке разобрать мину 17:51, Новость Пришельцы, бобры и «Бесогон»: как прошел ММКФ и какие фильмы ждать в кино 17:49, Статья В «БКС Мир инвестиций» назвали пять акций для активных трейдеров на май 17:45, Статья Сотрудник НИИ вакцин в Петербурге получил 9,5 года по делу о закупке яйца 17:45, Новость Must-have в e-commerce: опыт крупных брендов 17:38 Продажи «Москвичей» упали с окончанием скидок на машины 2023 года выпуска 17:36, Статья В Люберцах мужчина избил девятилетнюю школьницу 17:29, Новость В суде Амстердама рассказали о первом слушании по апелляциям Промеса 17:27, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 17:16, Онлайн Перевозчик поменял график автобусов по одному из немногих маршрутов в ЕС 17:16, Новость Посольство назвало конференцию в Швейцарии продавливанием формулы Киева 17:10, Новость На Airbnb выставили летающий дом из мультфильма «Вверх» 17:07, Статья Хакеры взломали сервис Dropbox. Чем это грозит российским пользователям 17:05, Статья Эксперты обсудили цифровые решения для развития продаж малого бизнеса 17:02 ОЭСР улучшила прогноз для экономики России 16:56, Статья Reuters описал наиболее вероятный ответ России на конфискацию активов 16:54, Статья Погрузка РЖД снизилась из-за низких поставок угля и нефтепродуктов 16:50, Статья Акции «Газпрома» потеряли более 4% после выхода отчетности за 2023 год 16:43, Статья
Газета
Рынок без спроса
Газета № 167 (2184) (1509) Общество,
0

Рынок без спроса

Продажи упали более чем на четверть
Фото: Артем Коротаев/ТАСС
Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Рынок бытовой техники и электроники в первом полугодии в России просел в натуральном выражении более чем на четверть. Из всех гаджетов регулярно менять потребители продолжают только смартфоны.

Восстановление рынка откладывается

Продажи бытовой техники и электроники в России в первом полугодии 2015 года упали к тому же периоду прошлого года на 26% в натуральном выражении и на 15% — в денежном, свидетельствуют данные исследовательской компании GfK. Больше всего в денежном выражении упали продажи ноутбуков (-33%), фото- и видеотехники (-32%) и телевизоров (-30%). Стоимость товаров в этом сегменте, напротив, выросла: в среднем рублевые цены подскочили на 38%, указано в исследовании.

«Надежды на восстановление [рынка] откладываются», — констатирует руководитель направления цифровой техники GfK Михаил Кулаков. Девальвация рубля, скорее всего, приведет к дальнейшему росту цен, а значит, и к замедлению спроса, считает эксперт.

У «Техносилы» падение продаж в натуральном и денежном выражении телевизоров, стиральных машин и мелкой бытовой техники в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составило 20–25%, говорит генеральный директор компании Илья Тимченко. В целом цифры, приведенные GfK, вполне отражают ситуацию на рынке, признает он. «Я думаю, что по итогам года рынок не восстановится, а учитывая, каким ненормальным был спрос в декабре прошлого года, падение будет даже более глубоким, чем сейчас», — говорит он.

Многие потребители сейчас не спешат обновлять цифровые гаджеты, предпочитая довольствоваться старыми моделями, отмечает Кулаков. По его словам, единственное устройство, которое потребитель пока еще регулярно (раз в год или даже в полгода) меняет на новое, — это смартфоны. Еще одна точка роста — продажи премиум-товаров, но они растут только в центральном регионе и городах-миллионниках, отмечают в GFK.

Более трети всех денег, которые тратятся в России на мобильные устройства, планшеты и бытовую электронику, приходится на Москву.

Продажи бытовой техники в рублях в онлайне в первом полугодии выросли на 2,2%, говорится в исследовании GfK. Продажи цифровой техники в интернете упали на 3%. При этом в малых городах продажи растут быстрее, чем в миллионниках: в городах с населением до 1 млн человек прирост онлайн-продаж по итогам полугодия составил 4,2%, в городах свыше миллиона человек — 2%.

Планшеты и фотокамеры не нужны

Падение рынка бытовой техники и электроники подтверждают и сами участники рынка: один из лидеров, компания «М.Видео», в первом полугодии этого года отчитался о падении выручки на 1,9%, до 80,2 млрд руб. (с НДС без корректировки). Это произошло впервые с момента проведения IPO компании в 2007 году. Продажи компании в сопоставимых магазинах «М.Видео» (работающих больше года) упали на 8% в первом полугодии против продаж января—июня 2014 года. Во втором квартале продажи сопоставимых магазинов ретейлера снизились на 3%. «Такие показатели ожидаемы, на выручку в первом полугодии долгое время негативный эффект оказывали аномальные продажи в конце 2014 года, — комментировал представитель «М.Видео» Антон Пантелеев. — Но результат второго квартала показывает, что нам удалось переломить эту тенденцию. В мае и июне мы наблюдали рост продаж».

В натуральном выражении продажи смартфонов в стране в первом полугодии сократились на 11%, в рублях — на 2%, рассказала РБК представитель «Связного» Мария Заикина (как изменились продажи у «Связного», в компании не раскрывают). Снижение продаж в штуках связано с тем, что из-за падения реальных доходов потребители стали осторожнее относиться к покупкам. «Раньше многие меняли смартфон один-два раза в год и даже более, стремясь купить каждую новинку, — говорит она. — Сейчас поведение изменилось». Сокращения в деньгах не произошло из-за роста цен, добавила она.

Больше всего, по словам Заикиной, падают продажи фототехники и планшетов. «Планшетами рынок перенасытился еще в 2014 году, в связи с чем продажи планшетов упали на 30% в штуках, — говорит Заикина. — Кроме того, от покупки планшета и цифровой камеры многие могут воздержаться, тем более часть их функционала реализована в «умном» телефоне. А вот смартфон стал фактически предметом первой необходимости».

В июне этого года эксперты рынка техники и электроники предсказывали обвал рынка бытовой техники и электроники в 2015 году. В GfK говорили, что по итогам года продажи техники в денежном выражении сократятся на 22%, в натуральном — на 24,3%. В выигрыше оказываются федеральные сети: у крупных игроков в начале года сохранились товарные запасы, сделанные по прежним ценам, поэтому они смогли позволить себе проводить промоакции и имели конкурентное преимущество, объяснял заместитель гендиректора GfK Максим Быстрицкий.